МЕНЮ

0. ГЛАВНАЯ.

1. Как научиться рисовать куб.

2. Урок рисования призмы.

3. Урок рисования гипсового геометрического орнамента.

4. Учимся рисовать табуретку.

5. Урок рисования натюрморта.

6. Урок рисования гипсовой головы.

7. Уроки рисования портрета.

8. Урок рисования деталей портрета.

9. Урок рисования характера и мимики лица.

10. Уроки рисования фигуры человека.

11. Рисование фигуры человека. Последовательность.

12. Уроки рисования фигуры человека. Обнаженная фигура.

13. Уроки рисования фигуры человека. Одетая фигура.

14. Уроки рисования фигуры человека. Тональный рисунок.

15. Уроки живописи. Постановка и рисование натюрморта.

16. Живопись маслом. Начальные сведения о технике.

17. Урок рисования быстрых этюдов.

18. Урок рисования головы масляной краской одним цветом.

19. Уроки живописи. Этюд женской головы.

20. Уроки живописи. Рисование портрета маслом.

21. Уроки живописи. Живопись без подмалевка.

22. Уроки живописи. Через монохромный подмалевок.

23. Уроки живописи. Пейзаж. Цветной подмалевок.

24. Живопись маслом. Фигура.

25. Композиция и рисунок на холсте. Работа маслом.

26. Натюрморт монохром.

27. Палитра живописи.

28. Школа рисования New Art Intention. Авторские работы.

29. Информация о студии Artintent.

30. КОНТАКТЫ ШКОЛЫ РИСОВАНИЯ.



                      

информация на новом сайте

основное

курсы
уроки в студии
уроки на пленере
персональные занятия
курсы батика
урок мастихином
галерея учеников

примеры работ

карандаш
масло
акварель
акрил
темпера
тушь
росписи стен
 

истории

шаг в будущее
Австрия, пленер
Австрия, выставка
Юрмала, форум
Абрау-Дюрсо, лодки
Абрау-Дюрсо, галерея

информация

карандаш, портрет
пишем маслом
пишем акварелью
акрил
темпера
роспись стен
                           

14. УРОКИ РИСОВАНИЯ ФИГУРЫ ЧЕЛОВЕКА.

Тональный рисунок. Рисунок по памяти.

Для того чтобы постепенно, но вместе с тем и успешно подойти к свободному овладению рисунком фигуры, чтобы правильно научиться рисовать натуру, непременно нужно ввести в свой художнический обиход рисование по памяти каждой постановки как обнаженной, так и одетой фигуры. Без рисунков по памяти и представлению вы будете не в состоянии проверить, насколько обогатили себя знанием фигуры, умением видеть и запомнить главное, существенное и, конечно, умением рисовать фигуру в самых разнообразных ее положениях. Кроме того, систематические упражнения в рисовании по памяти будут способствовать развитию зрительной памяти, а вместе с тем и воображения, без чего немыслимо развитие художника. И еще одно важное обстоятельство: в этой работе вам будет становиться все более и более ясным, что же по существу запоминается после рисунка с натуры, что остается в памяти и что необходимо запомнить, то есть на что же обращать главное внимание, рисуя с натуры. Тут можно будет проверить и то, как шла работа над рисунком с натуры, что было нарисовано сознательно, что ускользнуло от сознания, что было срисовано механически. Значит, рисунок по памяти явится как бы контролем над самим процессом ведения рисунка с натуры. И определенно можно предсказать заранее, что все срисованное механически, без участия сознания, в памяти не удержится. Лучшему запоминанию в очень большой степени будет способствовать и знание того, что вы рисуете; в данном случае в отношении фигуры — знание пластической анатомии в первую очередь.

В самом процессе рисования по памяти может возникнуть явление, от которого заранее нужно предостеречь. Рисуя по памяти то, что было только что нарисовано с натуры, окажется, что вы вос-производите не модель, а свой рисунок. Это будет не совсем то, что нужно в нашем деле, — не получится настоящей связи вашей па¬мяти с натурой. Тогда попробуйте проделать следующее упражнение. Допустим, вы рисовали с натуры фигуру в фас спереди. Нарисуйте по памяти эту же фигуру в такой же позе, но в профиль или сзади, или с какой-то другой точки зрения. То есть к памяти вы привлечете еще и представление, что даст возможность лучше проверить и знания и умение рисовать фигуру. Такого рода уроки рисования могут быть самыми разнообразными по своему характеру, и их нужно постоянно практиковать, чередуя с рисунком с натуры.

Более подробно о рисунке по памяти мы рассказываем на занятиях в школе рисования Артинтент. Здесь же необходимо еще раз подчеркнуть и утвердить всю важность систематической тренировки зрительной памяти, представления и воображения начинающего художника.

Рисунок на цветной (тонированной) бумаге.

В нашей школе рисования Артинтент на начальном этапе обучения рисованию фигуры человека осуществляется на обыкновенном белом ватмане. Однако далее на уроках рисования учащиеся используют тонированную бумагу. Для такого рода рисунков обычно употребляется бумага, окрашенная в мягкие светлые цвета: светло-серые, желтоватые, спокойно-розоватые, светло-коричневые, синеватые и пр. Сейчас в продаже можно найти очень много готовой, различных размеров и оттенков, бумагу. Но такую бумагу нетрудно приготовить и самому. Мы рекомендуем вам попробовать. Работа с фактурами это целое направление в декоративном искусстве. Наша школа уделяет этой теме цикл уроков.

Очень красивую окраску можно получить при помощи настоя табака, чая, кофе. Для этого раствор нужной (по желанию) крепости наносится на белую бумагу мягким флейцем, тампонами из мягкой материи или различных поролонов. Хорошо окрасить бумагу акварельными красками, составив тот или иной оттенок. Вполне пригодны и красители, употребляющиеся для окраски тканей. В данном случае раствором красителя можно прокрасить листы бумаги в подходящем сосуде или, как и акварельными красками, окрасить только поверхность листа. Нужно предупредить, что акварельная краска легко снимается резинкой, что необходимо учитывать, исправляя рисунок. Этот как бы недостаток в опытных руках может превратиться в достоинство при отметке самых светлых мест рисунка. Вместо мелка или белил на бумаге, окрашенной акварельной краской, света могут быть просто выбраны резинкой.

Главный смысл рисования по тонированной бумаге состоит в том, что цвет ее держит здесь основной полутон модели. Это особенно важно в воспитании глаза начинающего рисовать, ибо, по определению Э. Делакруа, «окрашенный рефлексом полутон есть тот принцип, который должен доминировать».

Рассматривая многочисленные рисунки художников, исполненные на тонированной бумаге, мы видим, что цвет бумаги бережно сохранялся на всех местах полутона, способствуя передаче впечатления цельности модели. Более темные места и тени наносились экономно, а самые светлые места (свет, блик) отмечались мелком или белилами. Если вы, взяв тонированную бумагу, не будете учитывать главных ее возможностей и забьете карандашом или углем ее цвет во всех местах рисунка, рисование на цветной бумаге будет бессмысленным и ненужным.

В качестве одних из многочисленных примеров здесь воспроизведены рисунки А.Е. Егорова (рис. 1), А.И. Симонова (рис.2), А.Н. Черникова (рис.3)

рисунок фигуры обнаженного со спины

рисунок деталей: руки, мимика

рисунок фигуры обнаженной со спины

Тональный рисунок.

О значении тона в рисунке и о тональном масштабе школа рисования Артинтент подробно рассказывала на уроке рисования по живописи . К сказанному можно добавить, что так называемый тональный рисунок, как и рисунок на тонированной бумаге, является как бы переходом к живописному этюду, подготовкой глаза к живописному видению натуры, ибо наряду с передачей светотени предусматривается здесь и передача цвета модели в отношении ее к фону. В качестве одного из многочисленных примеров такого рода решения рисунка приводится рисунок П. П. Чистякова (рис. 4).

рисунок фигуры - монохром

Как видите, он производит впечатление одноцветной репродукции с живописного этюда; все планы света, полутона, тени и рефлексов даны в соответствующих отношениях друг к другу; контур — «окраение» — фигуры совершенно отсутствует; формы фигуры мягко входят в фон, взятый здесь как среда, в которую погружается фигура.

На наших уроках такого рода упражнения обязательно включаются в процесс обучения. Тут только нужно предупредить начинающего художника, что и тональный рисунок, и рисунок на цветной бумаге никоим образом не исключают необходимости поставить фигуру, передать ее пропорции, характер, сходство и т. д., словом, во всех отношениях рисунок должен быть грамотным. Особенно следует предостеречь от черноты, почему-то настойчиво проникающей именно в тональный рисунок. В данном случае можно посоветовать не терять впечатления основного цвета тела фигуры при моделировке ее форм и, особенно при передаче отношения его к более темному фону. Например, как это сделано в рисунке А.И. Лактионова «Сидящий натурщик» (рис.5)

Сидящий натурщик

К тональному рисунку очень близко примыкает одноцветный этюд маслом или акварелью, но это уже относится к живописи, хотя на практике проводится зачастую и во время, отведенное для рисунка.

Рисунок и его значение в изобразительном искусстве, различные вопросы, связанные с обучением рисованию, — все это с давних пор привлекало и привлекает внимание начинающих художников в нашей школе рисования. И это внимание вполне закономерно, ибо рисунок, по совершенно правильному определению П. П. Чистякова, «есть основа всякого искусства». Поэтому создано много специальных трудов о рисунке, о методах его преподавания; много записано и опубликовано высказываний художников различных времен и разных школ рисования. Изданы и альбомы, посвященные рисункам мастеров.

При обращении к рисункам художников встает вопрос, который обычно задают учащиеся. Можно ли эти рисунки копировать?
Копирование рисунков выдающихся мастеров, несомненно полезно, но при одном условии, что это будет не механическое, бессмысленное перерисовывание линий и пятен оригинала. Собственно, для нашей цели это будет не столько копия, сколько изучение, помогающее практике рисования с натуры, изучение для лучшего понимания того, что в целом ряде случаев на пути овладения рисунком как-то еще от вас ускользает и неясно.
В этом именно смысле копирование рисунков выдающихся художников вполне оправдано и должно занять полагающееся ему место в общем курсе обучения рисованию. Школа рисования Артинтент уделяет много времени как копированию рисунков карандашом, так и живописному копированию оригинальных этюдов маслом, особенно летом, вместе с уроками рисования и живописи на пленэре в школе Артинтент.

Отсылая ученика к урокам рисования по изучению анатомии, урокам перспективы, рекомендуя ему познакомиться и изучить то, что уже сделано в той или иной области искусства нашими славными предшественниками, можно иногда услышать полный недоверия вопрос, что де, мол, нужно ли «отягощать» художника знаниями. Есть натура, есть глаз и рука художника — этого и достаточно!

Школа рисования Артинтент ответственно заявляет, что этого далеко не достаточно!
Тем, кто боится знаний, связанных с тем, чтобы научиться рисовать, мудро и проникновенно дает ответ Леонардо да Винчи: «Поистине великая любовь порождается великим знанием того предмета, который ты любишь, и если ты его не узнаешь, то лишь мало или совсем не можешь его любить».