МЕНЮ

0. ГЛАВНАЯ.

1. Как научиться рисовать куб.

2. Урок рисования призмы.

3. Урок рисования гипсового геометрического орнамента.

4. Учимся рисовать табуретку.

5. Урок рисования натюрморта.

6. Урок рисования гипсовой головы.

7. Уроки рисования портрета.

8. Урок рисования деталей портрета.

9. Урок рисования характера и мимики лица.

10. Уроки рисования фигуры человека.

11. Рисование фигуры человека. Последовательность.

12. Уроки рисования фигуры человека. Обнаженная фигура.

13. Уроки рисования фигуры человека. Одетая фигура.

14. Уроки рисования фигуры человека. Тональный рисунок.

15. Уроки живописи. Постановка и рисование натюрморта.

16. Живопись маслом. Начальные сведения о технике.

17. Урок рисования быстрых этюдов.

18. Урок рисования головы масляной краской одним цветом.

19. Уроки живописи. Этюд женской головы.

20. Уроки живописи. Рисование портрета маслом.

21. Уроки живописи. Живопись без подмалевка.

22. Уроки живописи. Через монохромный подмалевок.

23. Уроки живописи. Пейзаж. Цветной подмалевок.

24. Живопись маслом. Фигура.

25. Композиция и рисунок на холсте. Работа маслом.

26. Палитра живописи.

27. Школа рисования New Art Intention. Авторские работы.

28. Информация о студии Artintent.

29. КОНТАКТЫ ШКОЛЫ РИСОВАНИЯ.



                      

информация на новом сайте

основное

курсы
уроки в студии
уроки на пленере
персональные занятия
курсы батика
урок мастихином
галерея учеников

примеры работ

карандаш
масло
акварель
акрил
темпера
тушь
росписи стен

истории

лавка мира
шаг в будущее
Австрия, пленер
Австрия, выставка
Юрмала, форум
Абрау-Дюрсо, лодки
Абрау-Дюрсо, галерея

информация

карандаш, портрет
пишем маслом
пишем акварелью
акрил
темпера
роспись стен
                           

8. Рисования лица.

Урок рисования деталей портрета.

Обучение в художественной школе New Art Intention мы проводим в несколько этапов. Первый этап - обучение рисованию точного изображения головы, второй – обучение рисованию индивидуального характера и мимики, которые особенно свойственны человеческому лицу. На уроке рисования карандашом головы с живой модели мы разобрали основные принципы построения, теперь перейдем к проработке деталей. (Урок рисования портрета смотрите здесь).

Если способы построения гипсовой головы и головы живого человека на первоначальных стадиях существенно не отличаются друг от друга и их общая задача заключается в построении объема головы, то дальнейшее обучение рисунку — над деталями живой формы — получает иной характер: знание анатомии и умение применять ее приобретают решающее значение. Теперь задача начинающих рисовать натуру - передавать не застывший слепок гипсовой головы, а живую форму, передавать так, чтобы чувствовались кости и мышцы, чтобы в рисунке ощущалось тело. Поэтому каждый штрих, пятно, наносимые на бумагу, должны определяться знанием анатомии (рис. 5, 6, 7). Тоном необходимо передавать не только светотень (как в одноцветном гипсе), но и характер цвета лица (бледный, загорелый), окраски волос (брюнет, блондин), оттенок глаз (темные, светлые). Поэтому сила светотени на живой натуре будет зависеть не только от расположения источника света, но и от окраски освещаемой по¬верхности.

В течение всего курса рисования в нашей школе мы напоминаем, (как при рисовании простых, так и сложных форм), что при тщательном изучении деталей должно сохраняться целостное восприятие от натуры. Чтобы изображаемые части головы представляли одно целое, необходимо знать их костную основу, на которой они располагаются, знать не только теоретически, но чувствовать ее под карандашом в процессе работы. Для этого нужно хорошо изучить череп и научиться рисовать его в любом положении не только с натуры, но и по представлению.

Если медицинская анатомия обогащает знаниями, то и пластическая анатомия непосредственно помогает художнику использовать эти знания в процессе обучения рисованию. Например, носовые косточки, соединяясь друг с другом и с лобной костью, называются переносицей; в рисунке же имеет большое значение умение использовать переносицу как основной опорный пункт для уточнения и взаимной связи всех намеченных форм: краев глазничных впадин, надбровных дуг, поверхностей носа. Внутри глазничных впадин, разделенных друг от друга спинкой носа, помещается глазное яблоко. Форма глазного яблока шарообразна и, погруженная в глазницу, воспринимается как полушарие, что особенно заметно при закрытых и полузакрытых глазах. Знание строения глаза и особенно его формы дает возможность изображать его в различных поворотах и при различном освещении, помогает закономерному распределению светотени, полутонов и рефлексов (рис. 1).

рисование деталей портрета

Рисуя глаза, следует иметь в виду, что верхние и нижние веки образуют более закругленные углы у носа и более острые — наружные (рис. 2). У внутреннего угла есть углубление — «слезное озеро», где выступает небольшое образование — слезное место. При рисовании оно часто подчеркивается тенью от боковой поверхности носа.

рисование деталей портрета. глаз

Веки имеют некоторую толщину. При обычном освещении нижнее веко выглядит, как светлая полоска. Верхнее - вместе с падающей от него тенью, кажется темным и более широким. Верхние веки у на¬ружных углов немного длиннее нижних; они несколько выдаются вперед, что особенно видно при профильном положении глаза. Глазная щель при открытом глазе в плоскостном восприятии напоминает растянутый по горизонтали четырехугольник (рис. 3). В зависимости от поворота глаза и направленности взгляда отношения сторон четырехугольника меняются; в профильном положении сокращающиеся стороны исчезают, и глаз в схеме напоминает треугольник (рис. 4).

рисование деталей портрета. построение глаза

рисование деталей портрета. построение глаза

Если наблюдать открытый глаз спереди, то можно отметить, что высокая часть верхнего века и низкая часть нижнего века по вертикали не совпадают, так как они расположены наискось по отношению друг к другу. Диск радужной оболочки очень часто неправильно рисуется в виде кружочка, что не соответствует действительности, так как он расположен на шарообразной форме глаза и, кроме того, перспективно сокращается. Цвет глаз зависит от цвета радужной оболочки. Он может быть очень разнообразным: коричневым, черным, серым, светло-голубым. В середине радужной оболочки находится черный зрачок, обладающий способностью увеличиваться или уменьшаться в зависимости от силы падающего на него света. Со стороны света на глазу наблюдается блик, а на противоположной стороне радужной оболочки — рефлекс. Блеск глаз обусловливается влажностью его поверхности.

При рисовании необходимо следить за направлением взгляда. Обычно оси зрения должны скрещиваться в одной точке (куда смотрит человек), поэтому в большинстве случаев глаза бывают скошены несколько внутрь. Когда человек, задумавшись, смотрит вдаль, оси зрения становятся параллельными. Характер глаз, их посадка бывают разнообразными. Встречаются глаза большие или маленькие, более или менее выпуклые; они могут быть посажены так, что внутренние и внешние углы их располагаются по горизонтальной прямой. Иногда внутренние углы значительно ниже наружных, а иногда наружные углы посажены ниже внутренних. У некоторых людей глаза поставлены ближе к носу, у других — расставлены широко (но все это в пределах глазничных впадин).

У некоторых людей верхние веки прикрываются нависающей «покрывательной складкой» (рис.2), а у других, наоборот, форма глаза может быть предельно выявлена, как на рисунке гипсовой головы (Урок рисования гипсовой головы смотрите здесь).

Глаза вместе с бровями придают лицу различное выражение. Нормальная бровь дугой отделяет глаз ото лба; своим наружным концом, несколько суженным, она заходит за наружный угол глаза, внутренним более широким (головкой брови) оканчивается над внутренним углом глаза, у переносицы. Брови бывают различного характера: узкие, широкие, «ломаные», густые, лохматые и т. д.

Ресницы общим своим тоном оттеняют взгляд.

Глаз нужно начинать рисовать, следуя с большой формы, а, не собирая его по мелким деталям, приставляя одну часть к другой. Слезинки, реснички, зрачки, веки появляются не на начальном этапе, а при его завершении (рис. 2).

От переносицы уточняется и общая форма носа. Изучение формы носа, составляющих его основу костей и хрящей, имеет для рисовальщика большое значение. Присмотритесь, и вам будет понятна его четырехсторонняя форма, отдаленно напоминающая призму, разберитесь в характере его деталей. Обратите внимание, что верхняя костная часть носа имеет более четкую, «твердую» форму и художником трактуется резче. Опускаясь вниз и вперед там, где нос имеет в основе своей хрящи, он приобретает более мягкие очертания. Крылья носа часто отстают друг от друга, образуя бороздку, разделяющую кончик носа на две половины. Нижняя часть хрящей образует четвертую поверхность носа — его основание, на котором располага¬ются ноздри. Формы носа весьма разнообразны, они зависят от образующих нос косточек и хрящей.

Леонардо да Винчи, классифицируя формы носа, разделял их на «три сорта»: прямые, вогнутые (курносые) и выпуклые (горбоносые). Характер ноздрей и крыльев носа у людей не одинаков, и на это рисующий также должен обращать внимание. Ноздри могут быть округленными или узкими, крылья носа — плоскими, выпуклыми, короткими, удлиненными. Спереди носы также бывают разнообразны: и широкие, и узкие то в верхней, то в нижней своей части.

Обычно поверхности, образующие нос, в зависимости от положения источника света, различны по тону: поверхности, обращенные к источнику света, освещаются сильнее, поэтому горбатый нос при верхнем освещении будет отражать больше света своей верхней частью; вогнутый (курносый) нос сильнее освещен в нижней части.

Чтобы убедительно научиться рисовать всю нижнюю треть лица, показать губы так, чтобы под ними «чувствовались зубы», необходимо иметь представление о характере верхней и нижней челюстей, вместе взятых. Обе они являются основой для расположения на них круговой мышцы рта, образующей губы, поэтому начать рисовать их нужно не на плоскости, а учитывая выгнутый овал обеих челюстей.

Губы (состоящие из половинок) своей серединой лежат на той профильной вспомогательной линии, которую мы наметили в начале работы. Если голова по отношению к рисующему находится в трехчетвертном повороте, то часть губ на сокращающейся стороне соответственно уменьшается, приобретая за счет этого более энергичный закругляющийся контур.

Губы так же, как и глаза, являются наиболее выразительными частями лица. Они бывают очень разнообразны по форме, поэтому необходимо передавать их характерную особенность: их размер, полноту или сухость; нижняя губа может сильно выступать или верхняя нависать над нижней.

Обратите внимание на серединную поперечную линию закрытого рта. Характер этой линии и выразительность уголков рта нужно передавать чуть заметными, но точными движениями кисти или карандаша. Посмотрите, как выразительны губы в портрете Моны Лизы (Джоконды) Лео¬нардо да Винчи.

Отмечая характерные черты нижней трети лица, рисующий должен обращать внимание на взаимное отношение размеров верхней и нижней челюстей. Часто короткая верхняя челюсть как бы уравновешивается массивной нижней и наоборот — короткая нижняя челюсть сочетается с массивной верхней. У беззубых верхние и нижние челюсти, сближаясь вплотную, теряют свою естественную величину, что придает лицу дряхлость. Разнообразие форм челюстей, их различная степень высоты, кривизны, различный наклон зубов, лицевой угол и отношение размеров частей лица имеют большое значение в определении возрастного, индивидуального и расового характера.

Большое значение имеет подбородочное возвышение (через него при рисовании обычно карандашом проводится вспомогательная серединная линия) и особенно нижний край челюсти, составляющий границу с шеей.

Чтобы найти местоположение ушной раковины, определите направленность ее оси, положение уха по отношению к носу, увяжите его со скуловым отростком и выясните, завышено оно или занижено сравнительно с передней частью лица. Ухо рекомендуется рисовать в нескольких поворотах, чтобы проследить перспективное сокращение его сложных форм.

Следующая задача состоит в рисовании форм, граничащих с верхними краями глазничных впадин, то есть форм верхней части черепа.

Форма лба, его высота, ширина, характер углублений и выступов играют большую роль в передаче характера изображаемого лица. Трактовка лба, обычно наиболее освещенного, требует большой внимательности в прорисовке всех деталей. Только при соблюдении тончайших тональных отношений, возможно, одновременно передать и лепку деталей и светоносность всей поверхности лба.

Наружная поверхность скуловых костей образует скуловые выступы, имеющие большое пластическое и конструктивное значение; они также являются опорными точками при построении головы. В схеме их можно рассматривать как верхушки усеченных пирамид, четыре стороны которых снижаются по направлению скуловой дуги, нижних краев глазничных впадин, верхней челюсти и жевательной мышцы, прикрепляющейся к углу нижней челюсти. Скуловые выступы играют большую роль в первоначальном отграничении поверхностей лица от его боковых сторон.

Обучение рисованию такой сложной модели, как голова человека, не допускает поверхностного отношения к работе. Самая незначительная, казалось бы, ошибка, незаметная при рисовании других предметов, непременно обнаружится в рисунке головы — лицо исказится, потеряется сходство.

Для более углубленного изучения форм головы рекомендуется одновременно с рисованием головы натурщика рисовать в этом же повороте ее костную основу — череп, затем намечать на нем мышцы. Таким путем нужно стремиться к тому, чтобы каждый штрих в учебном рисунке головы был анатомически оправдан (рис. 5, 6, 7).

рисование деталей портрета. построение черепа

рисование деталей портрета. построение черепа

рисование деталей портрета. построение головы

Начинающие рисовать часто допускают одну характерную ошибку. При тщательном рисовании деталей иногда получится некоторая раздробленность рисунка, основной характер головы как бы растворяется в большом количестве вырисованных подробностей, нарушаются тональные отношения и пространственные планы.

Поэтому, работая над деталями, не следует заканчивать их по отдельности; нельзя иметь на рисунке одновременно и законченные и только намеченные части. При таком порядке работы невозможно сравнивать изображаемые формы друг с другом, то есть «работать отношениями».

Этот совет имеет большое значение при стремлении неопытных рисовальщиков срисовывать детали в «упор» с передачей света в его абсолютную силу. Подобная попытка обычно сводится к преувеличению тона и сильному затемнению рисунка. Рисующий не в состоянии передать естественную силу света и тени уже потому, что графические возможности карандаша несравненно слабее натуральной светотени. Поэтому не следует предельным затемнением теней добиваться настоящей силы освещения отдельных частей, а нужно брать лишь условные отношения между ними. Имея, как мы уже говорили, ограниченную силу карандаша, необходимо сближать тональные оттенки мелких деталей, приводя, таким образом, рисунок к большей цельности и обобщенности. При окончании работы нужно стараться восстановить первое самое сильное впечатление от натуры, подчеркнуть ее основной характер путем подчинения ему второстепенных деталей.

Ранее, мы рассматривали вопрос о тональном масштабе, позволяющем выдерживать рисунок в заданном заранее тоне. Например, рисунок головы может быть выдержан в легком тоне, с прозрачными тенями, с обобщенным светом и подчеркнутыми контрастами на выдающихся частях (носа, подбородка), и, наоборот, художник может прибегать к более широкому тональному масштабу — от белой бумаги до предельной силы угля — желая передать сильный свет на освещенных и проработанных частях. Сокращенная тональная гамма применяется при быстрых, краткосрочных рисунках. На рисунке Карраччи «Головы юноши и мальчика» (рис. 8) мы видим залитые сплошным светом освещенные поверхности, слабые тени еще более облегчены рефлексами, подчеркнуты глаза, нос и рот. Лаконичный штрих и даже линии различной напряженности могут передавать тональное состояние рисунка, что мы видим в этюде головы, выполненном Микеланджело (рис. 9) и в портрете П. А. Мамонтовой работы В. А. Серова (рис. 10).

рисование деталей портрета.

рисование деталей портрета.

рисование деталей портрета. лицо

Рисование портрета и передача пространства.

Иногда и добросовестно выполненный рисунок головы производит впечатление вырезанного и наклеенного на бумагу. Это говорит о том, что рисующий, нарисовав голову, пренебрег изображением окружающего пространства.

Даже рисуя условно на белой бумаге, можно вызвать впечатление пространственного изображения натуры, передавая характер касания ее наружных краев с фоном. В зависимости от характера формы и ее освещения эти касания могут быть резкими или мягкими и чуть заметными. При правильном их изображении и при облегченном тональном масштабе рисунок увяжется с белым листом бумаги как с прилегающим пространственным фоном.

Чтобы правильно научится создавать пространство в рисунке портрета, на уроках рисования в художественной школе New Art Intention мы рекомендуем применять вначале спокойный серый фон. Задача рисующего (как и в работе над гипсом) заключается в том, чтобы проследить за тональными отношениями натуры и фона, сосредоточивая внимание на местах их касаний. Здесь следует иметь в виду закон контрастов, усиливающий их светотеневую разницу, а также рефлексы, почти сливающиеся с тенью, но все же выявляющие сильно затемненную форму.

На учебном рисунке карандашом (рис. 11), где фоном служит случайно освещенная стена, можно наблюдать различную по тону и контрастности связь головы с окружающей средой. Наиболее освещенная верхняя часть головы выделяется более темным фоном, теневая поверхность сократившейся щеки, наоборот, ложится темным силуэтом на светлый фон. Пушистые края волос в тени, теряя границы, почти сливаются с пространством.

Закрывать весь лист рисунка фоном не всегда обязательно. В некоторых случаях можно ограничиваться пятнами фона, непосредственно соприкасающимися с натурой, располагая их таким образом, чтобы увязать рисунок со всем листом бумаги.

рисование деталей портрета. лицо и голова.