МЕНЮ

0. ГЛАВНАЯ.

1. Как научиться рисовать куб.

2. Урок рисования призмы.

3. Урок рисования гипсового геометрического орнамента.

4. Учимся рисовать табуретку.

5. Урок рисования натюрморта.

6. Урок рисования гипсовой головы.

7. Уроки рисования портрета.

8. Урок рисования деталей портрета.

9. Урок рисования характера и мимики лица.

10. Уроки рисования фигуры человека.

11. Рисование фигуры человека. Последовательность.

12. Уроки рисования фигуры человека. Обнаженная фигура.

13. Уроки рисования фигуры человека. Одетая фигура.

14. Уроки рисования фигуры человека. Тональный рисунок.

15. Уроки живописи. Постановка и рисование натюрморта.

16. Живопись маслом. Начальные сведения о технике.

17. Урок рисования быстрых этюдов.

18. Урок рисования головы масляной краской одним цветом.

19. Уроки живописи. Этюд женской головы.

20. Уроки живописи. Рисование портрета маслом.

21. Уроки живописи. Живопись без подмалевка.

22. Уроки живописи. Через монохромный подмалевок.

23. Уроки живописи. Пейзаж. Цветной подмалевок.

24. Живопись маслом. Фигура.

25. Композиция и рисунок на холсте. Работа маслом.

26. Натюрморт монохром.

27. Палитра живописи.

28. Школа рисования New Art Intention. Авторские работы.

29. Информация о студии Artintent.

30. КОНТАКТЫ ШКОЛЫ РИСОВАНИЯ.



                      

информация на новом сайте

основное

курсы
уроки в студии
уроки на пленере
персональные занятия
урок мастихином
галерея учеников

примеры работ

карандаш
масло
акварель
акрил
темпера
тушь
росписи стен
 

истории

лавка мира
Австрия, пленер
Австрия, выставка
Юрмала, форум
Абрау-Дюрсо, лодки
Абрау-Дюрсо, галерея

информация

карандаш, портрет
пишем маслом
пишем акварелью
акрил
темпера
роспись стен
         

24. Живопись маслом. Фигура.

Живопись обнаженной фигуры человека, хотя и имеет свои особенности, но подчиняется тем же общим законам, что и живопись всех других предметов. На уроках рисования «Этюд женской головы» и «Рисование портрета маслом», а так же на уроке рисования натюрморта мы уже говорили о колорите, излагали методы подхода к натуре и методы изображения ее на холсте. Думать, что живописи обнаженной фигуры человека свойственны какие-либо иные методы, было бы, конечно, ошибочным. На курсах рисования Артинтент нас часто спрашивают: «Неужели человека надо так же писать, как натюрморт?», — мы отвечаем: «Да, так же, как натюрморт». Скажем, вы пишете натюрморт при данном свете на определенном фоне. Посадите рядом человека, и его фигура будет подчиняться тем же особенностям освещения и влиянию рефлексов окружающей среды, в зависимости от которых тело также нужно писать не какими-то «телесными» красками, а сложной палитрой. (О, эта «неаполитанская телесная»! Начинающие рисовать очень любят использовать эту краску в живописи, как портрета, так и фигуры). Советы, касающиеся специфики работы над фигурой, идут по линии технического выполнения, а методика и основные принципы остаются неизменными, что бы мы ни писали.

Человек — самый сложный объект для живописи. Именно потому период обучения рисунку и живописи фигуры человека в художественном учебном заведении продолжается несколько лет. А для настоящего художника человек — неиссякаемый источник творческой работы, постоянного изучения всего сложного богатства его содержания и форм.

В русской и мировой живописи немало прекрасных примеров вдохновенного изображения обнаженной фигуры. Классические произведения были созданы скульпторами и живописцами Древней Греции. Образы гармонически развитого человека воплотили в своих творениях ваятели Поликлет, Пракситель, Мирон, Скопас и другие великие мастера.

В эпоху Возрождения обнаженное тело вдохновляло таких художников, как Микеланджело, Джорджоне, Тициан. В XVI веке силу и красоту человека воспевали Рембрандт (рис. 1), Веласкес (рис. 2), Рубенс (рис. 3).

Живопись маслом. Фигура.

Живопись маслом. Фигура.

Живопись маслом. Фигура.

Изображение обнаженной фигуры заняло большое место в искусстве классицизма XVIII века и в творчестве художников романтического направления. Замечательные произведения на эту тему были созданы Давидом, Энгром (рис. 4), Жерико (рис. 5), Делакруа. В русском искусстве серьезное внимание уделяли изображению тела живописцы, воспитанные Петербургской академией художеств, — А. П. Лосенко, П. И. Соколов, Г. И. Угрюмов и, конечно, Александр Иванов и К. П. Брюллов (рис. 6).

Живопись маслом. Фигура.

Живопись маслом. Фигура.

Живопись маслом. Фигура.

Необходимо отметить, что овладение мастерством передачи большой формы (обнаженной фигуры) помогает художнику в создании наиболее выразительного, яркого портрета. Необычайные сложности живописи фигуры для начинающих требуют особого подхода, особой доступности понимания. Кроме того, что при очном обучении довольно просто, то при заочном обучении требует скрупулезного изложения шаг за шагом. Хорошая школа рисования, упорный труд должны привить художнику то, что мы называем «цельностью видения».

Цельность видения — основа основ живописи, как и всех изобразительных искусств вообще. Уметь цельно видеть предметы, природу, человека — обязательное качество каждого подлинного художника. Только обладая этим качеством, художник может правильно передать свои впечатления от окружающего мира, найти в нем главное, определить меру второстепенного. О цельности видения мы говорили уже на предыдущих уроках живописи наших курсов рисования New Art Intention и вновь вернемся к этому вопросу в разделе «Тон и цвет» на уроке, посвященного живописи фигуры человека.

Итак, самое сложное и трудное — научиться видеть и нарисовать увиденное, но, кроме того, нужно понять, почему это так. Вот для того чтобы это понять, вся практическая работа художника должна строиться на прочном и глубоком знании дисциплин, неразрывно связанных с искусством, и в первую очередь законов оптики и цветоведения, перспективы и пластической анатомии. Их изучение необходимо, чтобы при рисовании и живописи фигуры можно было бы сознательно изображать человека в различных позах и всевозможных движениях, при любом освещении и в самом разнообразном окружении, а это уже позволит осуществлять композиционные замыслы.

Изучение анатомии весьма длительное дело. Не думайте, что достаточно прочесть несколько раз книгу, чтобы получить даже начала подлинного знания. Мало знать, как сочленяются кости, надо научиться рисовать скелет во всех возможных положениях и ракурсах. Пройдет много времени, прежде чем вы изучите скелет в различных положениях. Дальше дело идет еще сложнее — необходимо уметь «одеть» скелет мышцами. Надо знать, какая мышца, к какой кости и в каком месте прикрепляется, и не только знать, но и уметь нарисовать. Это очень сложное и длительное дело: уметь нарисовать, основываясь на знаниях анатомии, научиться изображать фигуру во всех положениях. Такие упражнения совершенно необходимы каждому, кто хочет стать грамотным художником. Заниматься рисованием анатомических набросков надо параллельно с работой над живописью фигуры. Как только есть досуг и желание поработать, упражняйтесь в анатомических набросках. Это поможет сознательному отношению к работе над этюдом фигуры маслом и, конечно, над эскизами задуманных вами картин. Почему художники эпохи Возрождения создали такое огромное количество превосходных произведений? Потому, конечно, что в совершенстве знали законы движений фигуры человека.

Постановка обнаженной фигуры.

В большинстве случаев фигуру пишут в условиях мастерских или студий. Постановка обнаженной фигуры — один из важнейших моментов, влияющих на результат работы. Первое непременное условие хорошей постановки в том, чтобы в данном окружении тело читалось со всеми присущими ему качествами и индивидуальными особенностями. Можно, например, здоровую, красиво сложенную, загорелую мужскую фигуру так поставить или посадить, и, причем на неудачном фоне, что от нее, как говорится, ничего не останется: тень будет смотреться серо-коричневой, а вместо молодости и красоты — дряхлая анемичность. Все зависит от опыта и вкуса. На курсах рисования Артинтент, прежде чем поставить модель, мы придаем ей такую позу, чтобы она хорошо смотрелась со всех точек зрения. Кроме того, мы создаем ей подходящий фон, чтобы открывалась вся прелесть колорита, чтобы у художника появилось желание написать фигуру.

Не надо увлекаться яркими, крикливыми фонами, убивающими звучание тонкого колорита тела. Старайтесь ставить натуру на нейтральных фонах, гармонирующих с фигурой и выявляющих прелесть ее колорита. Для изучения характера и разнообразия постановок обнаженной фигуры лучше всего обратиться к классным этюдам выдающихся русских художников.

Предлагаемые вашему вниманию этюды дают представление о характере постановок разного времени и различных художников.
Классный этюд, выполненный А. А. Ивановым, когда он был учеником Петербургской Академии художеств (рис. 7), представляет собой пример довольно сложной постановки в смысле движения натурщика.

Живопись маслом. Фигура.

По-видимому, такого рода постановки ставились для учеников уже опытных, которые приобрели основательные знания и в области рисунка и в области живописи. Начинающим заниматься живописью фигуры такую постановку рекомендовать нельзя. Для них лучше всего поставить тоже мужскую модель, освещенную спереди и немного сверху, но сама поза натурщика должна быть менее сложной, спокойной, скажем, с упором на одну ногу и простым движением рук. Фон лучше взять нейтральный, гладкий.

Замечательным образцом простой, но продуманной постановки, к тому же и отлично написанной, является классный этюд натурщика, выполненный А. П. Рябушкиным (рис. 8).

Живопись маслом. Фигура.

Натурщик поставлен спиной к зрителю; свет, направленный прямо и несколько сверху, четко выделяет форму. В постановку введены две подставки, покрытые гладкой драпировкой неяркого красного цвета со скромным золотошвейным узором. Фоном является сероватая стена мастерской, на которой хорошо выделяется светлый силуэт всей фигуры, причем ее самые темные места написаны темнее фона.

Примером более сложной постановки может служить этюд сидящего мужчины работы К. Е. Маковского (рис. 9). Сидящая фигура и в рисунке, и в живописи требует внимательного отношения к передаче пространства и ракурсов (особенно ракурсов бедра, повернутого в сторону рисующего, а также согнутой руки). Тут нужно очень тонко почувствовать разницу света, полутона и тени на выступающих и уходящих частях формы, иначе могут выявиться неточности в передаче масштабов.

Живопись маслом. Фигура.

Классный этюд И. Е. Репина (рис. 10). В постановках такого рода главное — передать большую форму. И художником эта задача решена отлично. Живопись этюда плотная, свежая, материальная; детали, вписанные с большим тактом, не разрушают форму, а обогащают ее. Этюд смотрится цельно и производит впечатление написанного сразу, свободно, как бы за один присест.

Живопись маслом. Фигура.

«Натурщик, падающий с седла» — этюд А. Е. Архипова (рис. 11). Эта постановка сложная, трудны для передачи и сама поза натурщика и атрибуты: мех, седло. Такая работа под силу, несомненно, лишь опытному ученику; без достаточной подготовки и, конечно, без таланта, таланта именно живописца, такую постановку не одолеть.

Живопись маслом. Фигура.

И нужно сказать, что этот этюд у Архипова получился отличным во всех отношениях: красивые краски, лепка формы, характер модели, общий колористический строй — все качества этюда предсказывают будущего автора замечательных произведений, таких как «На Оке», «Прачки» и целого ряда радостных по краскам и темпераментно написанных портретов-этюдов рязанских крестьянок.

Образцом живописных решений обнаженной фигуры в условиях пленэра могут служить подготовительные этюды А. А. Иванова к его картине «Явление Христа народу». Пленэрные этюды А. А. Иванова поучительны вот почему: наблюдая обнаженную модель под открытым небом, мы замечаем на ней самые разнообразные рефлексы от неба, земли, зелени. Злоупотребление передачей этих рефлексов может разрушить впечатление материальности фигуры, она или растворится в воздушной среде, или окажется прозрачной, как бы стеклянной. Живопись будет тогда неоправданно пестрой.
Этюды Иванова тем, собственно, и примечательны, что мы чувствуем в них воздух и горячее южное солнце, видим различные рефлексы на обнаженном теле, но все это передано с таким тактом, с таким чувством меры, что самым главным остается человек с характером формы и цвета его тела. Этюд воспринимается нами как цельный художественный образ.

Школа живописи New Art Intention при обучении рисованию фигуры человека уделяет большое внимание характеру и разнообразию постановок. Начиная рисовать с простых, достаточно статичных, обучение продолжается в рисовании ракурсов и перспектив сложных постановок.