МЕНЮ

0. ГЛАВНАЯ.

1. Как научиться рисовать куб.

2. Урок рисования призмы.

3. Урок рисования гипсового геометрического орнамента.

4. Учимся рисовать табуретку.

5. Урок рисования натюрморта.

6. Урок рисования гипсовой головы.

7. Уроки рисования портрета.

8. Урок рисования деталей портрета.

9. Урок рисования характера и мимики лица.

10. Уроки рисования фигуры человека.

11. Рисование фигуры человека. Последовательность.

12. Уроки рисования фигуры человека. Обнаженная фигура.

13. Уроки рисования фигуры человека. Одетая фигура.

14. Уроки рисования фигуры человека. Тональный рисунок.

15. Уроки живописи. Постановка и рисование натюрморта.

16. Живопись маслом. Начальные сведения о технике.

17. Урок рисования быстрых этюдов.

18. Урок рисования головы масляной краской одним цветом.

19. Уроки живописи. Этюд женской головы.

20. Уроки живописи. Рисование портрета маслом.

21. Уроки живописи. Живопись без подмалевка.

22. Уроки живописи. Через монохромный подмалевок.

23. Уроки живописи. Пейзаж. Цветной подмалевок.

24. Живопись маслом. Фигура.

25. Композиция и рисунок на холсте. Работа маслом.

26. Натюрморт монохром.

27. Палитра живописи.

28. Школа рисования New Art Intention. Авторские работы.

29. Информация о студии Artintent.

30. КОНТАКТЫ ШКОЛЫ РИСОВАНИЯ.



                      

информация на новом сайте

основное

курсы
уроки в студии
уроки на пленере
персональные занятия
урок мастихином
галерея учеников

примеры работ

карандаш
масло
акварель
акрил
темпера
тушь
росписи стен
 

истории

лавка мира
шаг в будущее
Австрия, пленер
Австрия, выставка
Юрмала, форум
Абрау-Дюрсо, лодки
Абрау-Дюрсо, галерея

информация

карандаш, портрет
пишем маслом
пишем акварелью
акрил
темпера
роспись стен
                           

19. Урок живописи. Этюд женской головы.

В школе рисования для начинающих New Art Intentionна уроках живописи мы обучаем работе по этюдам женского или мужского портрета. Рисунок портрета, а затем исполнение его маслом или акварелью выполняется при постановке натуры головы в разных ракурсах. Это необходимо для того, чтобы научиться рисовать неповторимое выражение лица и через это выражение, присущее только данному человеку научиться передавать его внутреннее и душевное состояние. Такой подход в живописи дает возможность почувствовать особенности строения лица и головы.

На этом уроке работаем с цветом. Мы рекомендуем делать его непродолжительным: примерно в течение 6—8 академических часов (по 45 минут). Суть такого урока для начинающих художников - передача основной цветовой характеристики лица, т.е. цвета лба, щек, подбородка, носа. При этом каждую плоскость, увиденную в натуре, надо решить цветом, цветом построить форму, передать ее освещение и найти положение головы в пространстве.

Для данного урока рисования с натуры мы подобрали модель, соответствующую нашему заданию: например, женщина средних лет с темными гладко причесанными волосами; лоб у нее светло-желтый в отличие от легкого румянца щек.

Натуру надо посадить и осветить так, чтобы форма головы была видна четко и ясно. Фон не должен отвлекать (простой, без узоров). Пусть будет гладко-серая, чуть холодноватая драпировка или стена, немного светлее тени головы.

Начинайте рисовать натуру мягким карандашом или углем. Не старайтесь, чтобы рисунок был вполне законченным, со всеми деталями. Излишне детальный рисунок под живопись мешает художнику свободно писать этюд кистью: он как бы сковывает работу, и художник робко раскрашивает свой рисунок кусочек за кусочком, боясь заехать кистью за границу, нарисованную углем. Работа краской от этого пойдет робко, по частям, нецельно.

В рисовании карандашом или углем под живопись мы не рекомендуем делать «проволочной» обводки контуром, так как такой рисунок не дает автору объемно и пространственно почувствовать модель на холсте, мешает при работе кистью уйти от плоскостного восприятия. (В нашей школе живописи мы используем «проволочный» метод обводки контуром на уроках по работе мастихином). Поэтому нужно стремиться, чтобы в рисунке под живопись было достигнуто главное — объемное выражение форм, цельность рисунка, крепко построенного с правильно взятыми пропорциями и в характере. Слегка положите основные теневые массы, и затем зафиксируйте рисунок. На следующий день, посадив натуру в ту же позу и в том же месте, приготовьте палитру для работы красками.

Выполняя живописный этюд головы, художник практически должен каждую плоскость, найденную в натуре, решить в цвете. Для этого ему нужно научиться рисовать, составляя смеси из имеющихся красок, которыми он будет выполнять цвет каждой плоскости формы.

Предостерегаем от излишне многокрасочной палитры, к которой обычно прибегают начинающие художники. Они ошибочно считают, что на палитре надо иметь не менее 20 — 30 красок. Тут и кадмий желтый от светло-лимонного до оранжевого и красного. Краплаки — розовый, светлый, темный, фиолетовый. И ультрамарин фиолетовый, синий. И кобальты синие разной светосилы. На курсах, в процессе работы, приходит понимание, что все эти яркие краски (кадмий желтый, красный краплак, кобальты синие и зеленые) могут не дать чистоты цвета и благородства красочных сочетаний, которые он увидел в натуре. Названные краски, особенно в неумелых руках, дают резкие и грубые сочетания, которые очень далеки от гармонии в натуре.

На первых порах новичкам на уроках живописи лучше всего включать в свою палитру ограниченное число красок. Но и не совершать ошибку «боязни цвета», которую мы в иногда фиксируем на начальных этапах обучения. Если художник внимательно посмотрит на модель, проанализирует ее цветовой строй по частям и в целом вместе с фоном, то он убедится, что данную живописную задачу вполне можно решить красочно и цельно семью-восемью красками.

Чтобы убедиться в целесообразности такого метода, внимательно проанализируйте работы, выполненные мастерами классического мирового или русского искусства. Полезно, например, посмотреть решение портрета головы в работах Рембрандта, Репина, Сурикова, Серова.

На основании опыта многих мастеров мирового и русского искусства рекомендуется использовать для изображения головы человека наборы охры, сиены, английскую красную, наборы умбры, зеленую землю, из синих — кобальт или ультрамарин, черную жженую кость, вандик коричневый. Разумеется, этот список не является абсолютным для решения всех задач на уроках живописи натуры. Если голова изображается в пленере, то и краски, потребуются иные. Но для решения нашей постановки данного урока живописи вполне хватит указанных семи-восьми красок.

Итак, палитра заготовлена. Берите средней ширины кисть и составляйте смеси для световой части лба для тени на лице, для фона; начинайте прокладку, стремясь точнее попасть в тон и цвет натуры. Так, для световой части лба, возможно, подойдет охра с белилами, для розоватости щек в этот охристый тон добавьте английской красной, а затем можно по написанному (по сырой краске) немного положить и краплака.

Но в цветовых отношениях, прежде всего, руководствуйтесь своим ощущением от натуры. Дать точный рецепт, сколько и каких красок надо вам взять для того или иного места, теоретически невозможно. Сама натура, цветовая особенность ее, условия света и среды, окружающей модель,— только они могут вам подсказать, какими красками надо воспользоваться. Составляя смеси, старайтесь не к белилам прибавлять ту или иную краску, а к краскам прибавлять белила. Это предостережет от разбеленности и от излишнего расхода красок.

Ваш успех определится способностью вашего глаза видеть натуру, основные цветовые отношения и градации теплых и холодных цветов.

Приступая к живописи, обратите внимание на ваше рабочее место. Следите за тем, чтобы палитра была вычищена, чтобы кисти были чистые. Мыть кисти надо после окончания работы и ни в коем случае не оставлять их невымытыми до следующего дня, так как иначе они портятся, теряя свою эластичность. В этюднике, кроме красок и кистей, должны быть тряпки, которыми будете вытирать кисти. Для разжижения красок в начале работы можно применять растворитель «пинен»; когда же работа будет подходить к концу, можно к двум частям растворителя добавить одну часть льняного масла. Положенные по краю палитры краски каждый день можно не счищать. Но с рабочего поля палитры после каждого сеанса надо счищать краску мастихином, а затем стирать тряпкой, доводя поверхность палитры до блеска.

В живописи головы должен применяться метод работы «отношениями», то есть вы должны не только точно подобрать цвет того или иного места формы, но и учитывать действие и взаимодействие соседних цветов на этот цвет и влияние данного цвета на соседние. Метод живописи «отношениями» должен являться основным в вашей практике. Он позволяет воссоздавать форму, пространство и предостережет вас от раскраски.

Итак, заготовив на палитре смеси для живописи головы, вы опять пришли к вопросу: с чего начинать рисовать?

Повторяем, что лучше начинать с прокладки теневых мест натуры, а затем, определив фон и световую часть, вести конкретизацию формы в освещенной части.

Сделав первую прокладку тени головы, тут же проложите световую часть, но имейте в виду, что тень — это не просто утемненная черной краской смесь, заготовленная для световой части головы. Цвет тени нужно определить. Он может быть холоднее света, а может быть теплее. Присмотритесь внимательнее, что вам подскажет натура.

Угадать цвет тени, света, полутона по отношению к фону и друг к другу, найти между ними связь — единство и контрастность — может только глаз художника, а не теоретические рассуждения.

Как только вы по фону положите несколько крупных планов, угаданных в тоне и цвете, так почувствуете, что фон, находящийся за головой, нарушил плоскость холста и создал для головы пространство. Тут сразу же многих начинающих живописцев хочется предостеречь от одной ошибки, которая заключается в том, что они часто считают своим долгом выкрасить фон как можно ровнее. Они будто боятся, что в фоне заметны мазки кисти, и непременно захотят их поскорее сгладить. Таково желание многих начинающих художников. Проделав это, авторы тем самым «уплощают» пространство, как бы приближают фон к голове, и холст из белой плоскости превращается в серую плоскость, к которой голова «прилипает». Не старайтесь фон выкрашивать ровно с педантичной аккуратностью, пусть в нем также сочетаются холодные и теплые оттенки, даже если фон и решен почти одним цветом.

Пролепив кистью всю голову, старайтесь не сбивать форму, которую вы нашли в рисунке. При этом не стремитесь скорее сделать мелкие детали (ноздри, глаза). Многие неопытные художники хотят, во что бы то ни стало скорее нарисовать глаза. Именно нарисовать, а не написать. При этом они, не найдя общие цветовые отношения, сразу же берутся за мелкую кисть и какой-то серо-черной краской начинают рисовать: прочерчивать веки, нанизывать ресницы, брови. Сначала надо определить глазные впадины, характер их тона и цвета, а потом, лучше по сырой краске, «лепить» и сами глаза. Именно «лепить», так как глаз, веки тоже имеют свою форму, свои объемы. Поэтому их тоже надо воспринимать не как линии, а как формы, как объемы, состоящие из нескольких планов.

В результате работы над коротким по времени этюдом учащийся должен научиться решать в цвете общую конструкцию головы и ее частей, научиться лепить кистью детали головы: глаза, нос, губы, уши. Задача здесь состоит в том, чтобы не раскрашивать голову каким-то телесным цветом, а писать ее во всем богатстве и цветовой сложности.

Этюд женской головы в цвете.

В школе New Art Intention портретный этюд женской или мужской головы пишется в разных ракурсах. Уроки живописи позволят вам передавать внутреннее и душевное состояние человека через его портрет.

Душевное состояние в портрете.

Портретные женские этюды  написаны учениками нашей школы живописи в Artintentstudio.

Живопись маслом. Портрет девушки

Портрет маслом