МЕНЮ

0. ГЛАВНАЯ.

1. Как научиться рисовать куб.

2. Урок рисования призмы.

3. Урок рисования гипсового геометрического орнамента.

4. Учимся рисовать табуретку.

5. Урок рисования натюрморта.

6. Урок рисования гипсовой головы.

7. Уроки рисования портрета.

8. Урок рисования деталей портрета.

9. Урок рисования характера и мимики лица.

10. Уроки рисования фигуры человека.

11. Рисование фигуры человека. Последовательность.

12. Уроки рисования фигуры человека. Обнаженная фигура.

13. Уроки рисования фигуры человека. Одетая фигура.

14. Уроки рисования фигуры человека. Тональный рисунок.

15. Уроки живописи. Постановка и рисование натюрморта.

16. Живопись маслом. Начальные сведения о технике.

17. Урок рисования быстрых этюдов.

18. Урок рисования головы масляной краской одним цветом.

19. Уроки живописи. Этюд женской головы.

20. Уроки живописи. Рисование портрета маслом.

21. Уроки живописи. Живопись без подмалевка.

22. Уроки живописи. Через монохромный подмалевок.

23. Уроки живописи. Пейзаж. Цветной подмалевок.

24. Живопись маслом. Фигура.

25. Композиция и рисунок на холсте. Работа маслом.

26. Палитра живописи.

27. Школа рисования New Art Intention. Авторские работы.

28. Информация о студии Artintent.

29. КОНТАКТЫ ШКОЛЫ РИСОВАНИЯ.



                      

информация на новом сайте

основное

курсы
уроки в студии
уроки на пленере
персональные занятия
курсы батика
урок мастихином
галерея учеников

примеры работ

карандаш
масло
акварель
акрил
темпера
тушь
росписи стен

истории

лавка мира
шаг в будущее
Австрия, пленер
Австрия, выставка
Юрмала, форум
Абрау-Дюрсо, лодки
Абрау-Дюрсо, галерея

информация

карандаш, портрет
пишем маслом
пишем акварелью
акрил
темпера
роспись стен
                           

9. Урок рисования характера и мимики лица человека.

В школе рисования New Art Intention наступает момент, когда начинающие художники после этапа обучения рисованию портрета, чувствуют, что они справляются с построением головы, передают тоном ее форму, освещение и пространство. Тогда им следует поставить перед собой более сложную задачу — выявление характера и особенностей формы, выражающих и внешний облик, и внутреннее содержание человека. На наших уроках для более полной характеристики мы изображаем руки модели, передающие ее душевное состояние.

Можно наметить для рисования ряд голов, которые по своему характеру представляли бы некоторую последовательность в исполнении. Здесь следует заметить, что техника вы¬полнения в некоторых случаях зависит от изображаемого лица в той же мере, как форма выражения зависит от своего содержания. Голова старика, ребенка, девушки, старухи, человека в расцвете сил и т. д. в большинстве случаев выполняется в различной технике.

Вначале можно брать для рисования голову мужчины среднего возраста, со сложившимися характерными чертами лица, которые и должен отметить рисующий. Например, по рисунку Тинторетто «Голова мужчины» (рис. 1) можно заключить, что в данной работе художник заинтересовался мощной формой лба, печальными, задумчивыми глазами и тонким изящным ртом. Голова выполнена художником энергичными штрихами, сильными контрастами света и тени.

характер и мимика лица

С характерной для В. А. Серова строгостью построения и вместе с тем мягкостью моделировки исполнен им и выразительный портрет великого русского певца Ф. И. Шаляпина (рис. 2).

характер и мимика лица в портрете

Художник Э. Эйнманн легкой техникой штриха карандашом нарисовал портрет В. Лойка. Здесь живописно-тональная передача верхнего освещения, при котором из затемненных глазниц чувствуется взгляд человека (рис. 3).

характер и мимика лица в портрете

В портрете артиста А. В. Жильцова, выполненном А. И. Лактионовым (рис. 4), голова, освещенная с расчетом на более полное выявление формы, проработана во всех характерных деталях. Живой энергичный взгляд, устремленный на зрителя, лоб умного и наблюдательного человека, формы рта, носа — все создает цельный и выразительный образ. Отсутствие фона при общем выдержанном тоне подчеркивает силуэт головы, придавая ей характер некоторой монументальности.

характер и мимика лица в портрете

Передача внешнего сходства и вместе с тем раскрытие характера портретируемого до¬стигаются во французском карандашном портрете XVI века. Мы воспроизводим «Портрет не¬известного» работы Жана Клуэ (рис. 5) — крупнейшего мастера французского карандашного портрета. Сравните его рисунок с работами Тинторетто, Серова. Здесь совсем иная манера исполнения: рисунок очень тонкий, линии то отчетливы, то почти не видимы, формы мягко моделируются легкими штрихами. Манера рисунка во многом определяет характер образа — ясного, определенного и вместе с тем очень поэтичного.

характер и мимика лица в портрете

Своеобразна техника в изображении голов старых людей с морщинистой кожей, обтягивающей деформированный череп с провалившимся ртом, выпирающими скулами, с широко раскрытыми, но безжизненными глазами. Это можно видеть на рисунке Иорданса — «Этюд головы старухи» (рис. 6) и на рисунке Дюрера «Старик» (рис. 7).

характер и мимика лица в портрете

характер и мимика лица в портрете

В некоторых случаях рисовать карандашом голову выгоднее при рассеянном освещении с тенями, подчеркивающими лишь ее основные части (глаза, рот, нос). Вся лепка головы ведется легкими полутонами, передавая цельность освещенной формы, что можно наблюдать при ри¬совании молодых женских и детских лиц. Этот прием изображения можно видеть на работах художников Энгра, Гольбейна, Серова и многих других.

На рисунке Н. И. Фешина «Голова девочки» (рис. 8), сделанном углем на гладкой бумаге, мы видим ребенка с живым взглядом, с маленьким, хорошо вылепленным носиком, сочными, слегка выдающимися губами. Для передачи лица ребенка, его бархатистой, нежной кожи художник использовал мягкие тональные переходы, эффектно контрастирующие с темными глазами и таким же темным головным убором девочки. Работа выполнена в свободной живописной манере, являющейся результатом многолетнего опыта, знания законов рисунка, пластической анатомии.

характер и мимика лица в портрете

Предлагаемый вашему вниманию рисунок И. Е. Репина «Детская головка» (рис. 9), выполненный углем и сангиной, является примером работы теплым (сангина) и холодным (уголь) тоном. Умелое использование свойств этих материалов, сочетание линейных контуров с растушеванным штрихом помогает изменять и разнообразить оттенки и придает рисунку живописный характер. На уроках рисунка мы предостерегаем начинающих художников о том, что не следует увлекаться этой техникой, так как погоня за живописностью может отвлечь от основной задачи — изучения форм головы.

Мимика в рисунке головы.

Без совершенного знания рисунка, без умения свободно строить голову, невозможна портретная живопись, которая является наиболее серьезным и вместе с тем распространенным видом изобразительного искусства.

Художник, создавая живописные портреты своих современников — великих ученых, писателей, общественных деятелей, оставляет жить эти образы в воображении потомков такими, какими он их запечатлел (вспомните работы Д. Г. Левицкого, К. П. Брюллова, В. Г. Перова, И. Н. Крамского, И. Е. Репина, В. А. Серова и многих других).

характер и мимика лица в портрете

Главная задача в портрете заключается в выразительном изображении головы и рук, что без вдумчивого обучения их рисованию, без совершенного знания рисунка невозможно. Передача неуловимого движения лица определяется иногда чуть заметными, но точными касаниями карандаша или кисти. Неопытный рисовальщик не сможет передать тонкой характеристики портрета — ни его красноречивого взгляда, ни выражения губ, с которых готово сорваться слово, ни энергичного жеста рук, каким, например, М. В. Нестеров характеризовал волевой характер великого ученого И. П. Павлова (рис. 10).

характер и мимика лица в портрете

Сила воздействия картины во многом зависит от выразительности изображенных фигур и особенно от экспрессии их лиц.

Рисуя голову, начинающий художник невольно задумывается над тем, каким образом изучаемые им формы лица могут передавать сложнейшие душевные переживания. Наблюдая жизнь, внимательно рассматривая картины мастеров, он убеждается, что то или иное вы¬ражение лица вызывает некоторое смещение мышц со своих обычных мест. Например, поднятие бровей и верхних век соответствует выражению внимания, так как широко раскрытые глаза лучше воспринимают заинтересовавшее нас явление, особенно, когда мы стараемся его понять. Наше внимание часто переходит в удивление, удивление в испуг, испуг в ужас, что передается той же, но более усиленной мимикой глаз, выражением рта. Удивление, испуг написаны на лицах мальчика и девочки в картине Репина «Не ждали» (рис. 12).

характер и мимика лица в портрете

Сложные чувства материнской любви переданы в «Сикстинской мадонне» Рафаэля (рис. 13).

характер и мимика лица в портрете

Выражение безумия и ужаса с предельной силой передается Репиным во взгляде Ивана Грозного, убившего своего сына. Во время сближения бровей кожа между ними собирается в небольшие поперечные и вертикальные складки. При прищуренных глазах, с взглядом, устремленным в пространство, лицо выражает размышление («Христос в пустыне» И. Н. Крамского). Опущенные брови как бы изолируют взгляд от внешнего мира, придавая лицу выражение внутренней сосредоточенности.

Следует отметить, что неприятное или болезненное состояние также сопряжено с сокращением мышцы, сдвигающей брови. Оно появляется при виде отталкивающего зрелища, при фальшивом звучании музыки, при чувстве боли. От сильного страдания у некоторых людей брови поднимаются вверх и внутрь, взор устремляется вверх, как, например, в лице умирающего Лаокоона (смотрите урок рисования гипсовой головы - рис. 7).

При передаче гнева сильно сдвигаются брови, губы сжимаются, глаза устремлены на предмет, вызвавший ненависть, или как бы уходят в пространство при воспоминании о тяжелом прошлом. Такое состояние мы видим на картине Репина «Царевна Софья». Рот вместе с глазами играет большую роль и при чувстве боли, страдании и в выражении предельного гнева, ярости, которые с большой силой переданы в этюде голов сражающихся воинов Леонардо да Винчи (рис. 14).

характер и мимика лица в портрете

В состоянии печали веки и углы губ опускаются. Во время поднятия «головок» бровей на лбу образуются поперечные морщины, и лицо приобретает скорбный вид.

Отсутствие напряжения лобных мышц придает лицу безмятежность, столь свойственную ранней молодости.

Художнику следует изучать выражение лиц не только в картинах, но и в жизни; ему необходимо познакомиться с тем или иным сокращением мышц в зависимости от переживаний человека.

При улыбке рот расширяется, губы делаются тоньше, их уголки перемещаются вверх; носогубная складка становится глубже, более изогнутой, часто ее сопровождает параллельная бороздка (сокращение мышцы улыбки). От сокращения мышц верхняя губа и крылья носа поднимаются, показывая верхние зубы; щеки становятся более выпуклыми, подвигаются к глазам, мышцы век сокращаются, образуя мелкие морщинки.

Сокращение мышц, вызывающее улыбку, усиливаясь, переходит в смех и, достигая крайних пределов, в хохот, сопровождаемый в большинстве случаев различными телодвижениями, что мастерски передано Репиным в картине «Запорожцы».

Ввиду затруднений при поисках моделей, способных позировать для мимических зарисовок, предварительно необходимо поупражняться в сокращении собственных мышц, а потом можно рисовать свое лицо, глядя на него в зеркало. В таких занятиях помогут помещенные здесь мимические схемы (рис. 15, 16, 17, 18, 19).

мимческие схемы

Сделаем некоторые к ним пояснения:

Лобная мышца, сокращаясь, поднимает брови, образует поперечные складки и способствует выражению удивления (рис. 15). Некоторое сокращение мышц, сдвигающих брови, придает лицу характер размышления, сосредоточенности (рис. 16). В состоянии гнева сокращается мышца гордецов, т. е. «мышца угрозы» (рис. 17). Большая скуловая мышца («мышца смеха»), сокращаясь, поднимает углы рта вверх и наружу, что передает усмешку (рис. 18). Выражения недовольства, обусловлено действиями квадратного мускула верхней губы – его скуловой и подглазничной головок (рис. 19).

В школе рисования New Art Intention имеется определенная последовательность основного курса, от решения и выполнения которого зависит успешное овладение рисунком головы:

1. Урок рисования для начинающихобучение рисованию построения объема головы на двухмерной поверхности листа с использованием в качестве моделей слепков с античных произведений скульптуры.

2. Урок рисования - рисование карандашом гипсовых голов с передачей освещения и материала.

3. - построение головы человека, рисование ее в нескольких поворотах и наклонах на одном листе. Цель этого урока рисования карандашом — закрепить объемный метод.

4. - обучение рисунку характерной мужской или женской головы по принципу от общего к частному. Параллельно изучается череп и анатомический муляж, как в данном повороте, так и в любых положениях.

5. - рисование карандашом мужской или женской головы в условиях сильного, контрастного освещения. Обращается внимание на пространственное решение ближних и дальних форм, используются навыки в применении тонального масштаба.

6. - выявление основного характера изображаемых голов, их индивидуальных особенностей. При этом рекомендуется внимательно изучать репродукции с портретов Веласкеса, Рембрандта, Репина, Серова.

7. - выполнение заданий, в которых особое внимание уделяется пространственному решению натуры, увязыванию краев формы с фоном. Цель этого урока рисования карандашом - нарисовать голову старика или немолодой женщины, выявляя характерные особенности лиц пожилого возраста.

8. - рисунок головы, например, молодого человека, с открытой шеей и плечевым поясом, с легким поворотом головы.

9. - ряд рисунков карандашом с молодых натурщиков при рассеянном освещении в легких полутонах, без сильных контрастов.

10. - портреты в тоне с передачей характера, материала и пространства.

Попутно на курсе рисунка в студии и на уроках пленэра проходит выполнение набросков и быстрых рисунков, в задачи которых входит построение, выявление характера и экспрессии лица.